Общая информация

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС — это процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Официальной датой начала процесса является 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007), Лувене (2009), Будапешт-Вена (2010). В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран.

Основные цели Болонского процесса

Целями процесса являются:

· построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

· формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

· обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

· повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Основные положения Болонской декларации

Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий

6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей

7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Присоединение к Болонскому процессу

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

· с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;

· до 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

Участники Болонского процесса

Участниками Болонского процесса и декларации «Зона европейского высшего образования» являются:

333333

Структура управления Болонским процессом

Высшим органом, принимающим решения по всем вопросам структуры и развития Болонского процесса, выступает совещание министров образования стран-участниц, которое собирается один раз в два года. Между совещаниями министров руководящим органом Болонского процесса является Болонская рабочая группа (Bologna Follow-up Group), в которую входят по 2-3 представителя от каждой из стран, обычно один из соответствующего министерства и один – от академического сообщества страны. Председательствует в Болонской группе представитель страны, которая в данный период времени председательствует в Евросоюзе. Группа утверждает график международных тематических семинаров по проблемам Болонского процесса, собирает информацию для очередного совещания министров, обсуждает доклады стран-участниц перед их вынесением на совещания и т.д. Из членов Болонской группы избирается Совет (Board), который состоит из председателя, вице-председателя, представляющего страну проведения ближайшего совещания министров, представителей стран, которые председательствовали в предыдущем году в Евросоюзе и будут председательствовать в следующем, представители трех стран, избираемые Группой на один год, а также председатель Еврокомиссии и, с правом совещательного голоса, представители Европейской ассоциации университетов (EUA), Европейской ассоциации высших учебных заведений (EURASHE) и Национальных союзов студентов Европы (ESIB). Формируется также секретариат: его составляют 3 сотрудника Министерства образования страны – места проведения ближайшего совещания министров. Секретариат осуществляет организационную и техническую работу, обеспечивая деятельность Группы и Совета.

Календарь встреч министров по образованию

18-19 июня 1999 года Болонья, Италия

Первая встреча министров высшего образования европейских государств и принятие совместной декларации (Болонская декларация).

17 мая 2001 года Прага, Чехия
Встреча в расширенном составе группы, готовящей рекомендации по Болонскому процессу.

18-19 сентября 2003 года Берлин, Германия

Третья встреча министров образования европейских государств. Вступление России в Болонский процесс.

19-20 мая 2005 года Берген, Норвегия
IV Конференция министров стран-участниц Болонского процесса, на которой обсуждались Основной доклад и итоги деятельности Болонской группы, а также проблема признания научных званий.

17-18 мая 2007 года Лондон, Великобритания
V Конференция министров.
К Европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализованного мира.

28-29 апреля 2009 года Лёвен/Лувен-ля-Нёв, Бельгия
На конференции обсуждались вопросы равного доступа к высшему образованию, повышения квалификации, востребованность на рынке труда.

10-12 марта 2010 года Будапешт, Венгрия / Вена, Австрия

Открытие Европейского пространства высшего образования (ЕПВО).

Присоединение Республики Казахстан к Болонскому процессу.

 

 

Присоединение Казахстана к Болонскому процессу

 

 

В марте 2010 года Казахстан подписал Болонскую декларацию, став полноправным участником Болонского процесса. Цель участия Казахстана в Болонском процессе - расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее повышение качества и конкурентноспособности казахстанского образования.

Присоединение к Болонскому процессу определило основные направления и приоритеты модернизации высшей школы Казахстана. Вхождение в мировое образовательное пространство будет способствовать скорейшему росту интеллектуального потенциала нации и ее конкурентоспособности.

В соответствии со взятыми обязательствами Казахстан должен до 2020 года осуществить ряд мероприятий: обеспечение «прозрачности», максимальной сравнимости за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов; введение единой системы образо­вательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций и их взаимного признания, формирование развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и др.

В настоящее время проводится целенаправленная, последовательная работа по сближению казахстанской системы высшего образования с образовательными системами стран-участниц Болонского процесса.

Навигация

Авторизация



Интерактивный опрос

Как Вы оцениваете качество образования в Республике Казахстан?
 

Последние новости

  • Photo Title 1
  • Photo Title 2
  • Photo Title 3
  • Photo Title 4
  • Photo Title 5

Авторские права © 2011 Национальный Центр Оценки Качества Образования. Все права защищены.