Международные исследования PISA

  • Национальный отчет по итогам международного исследования PISA-2009 в Казахстане (скачать в PDF формате)



PISA

 

PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.

Цель международного исследования PISA – оценить математическую грамотность и грамотность в области чтения и естествознания 15-16 летних учащихся организаций общего среднего, технического и профессионального, а также послесреднего образования.

 

Ключевой вопрос исследования - "Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие основное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?". Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.

В исследовании используется письменная и компьютерная форма контроля (тесты). В тест включены закрытые и открытые задания. Некоторые задания состоят из нескольких вопросов различного уровня сложности, которые относятся к одной и той же жизненной ситуации.

Основными областями для оценки образовательных достижений являются:

- грамотность чтения;

- естественнонаучная грамотность;

- математическая грамотность

Исследование PISA проводится трёхлетними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из направлений исследования.

l Первое – 1998-2000 г.г. – «грамотность чтения». (Участвовало 32 стран, результаты опубликованы в 2001 году).

l Второе – 2001-2003 г.г. - «математическая грамотность». (Участвовало 41 стран, результаты опубликованы в 2004 году).

l Третье – 2004 –2006 г.г. – «естественнонаучная грамотность». (Участвовало 57 стран, результаты опубликованы в 2007 году).

l Четвертое – 2007-2009г.г. – «грамотность чтения». В 2008 году была проведена экспериментальная проверка инструментария исследования, в апреле 2009 года было проведено основное исследование. (Участвовало 65 стран, результаты по данному циклу будут известны в декабре 2010 года).

 

 

Следует подчеркнуть, что основные направления исследования, концептуальные подходы к разработке инструментария, способы обработки и представления результатов обсуждаются на научных форумах, в работе которых принимают участие ведущие специалисты мира, и утверждаются представителями стран-участниц проекта (как правило, представителями министерств образования) с учетом их практической значимости для этих стран.

В данном исследовании также изучаются факторы, которые позволяют объяснить различия в результатах учащихся стран-участниц программы. К данным факторам относятся характеристики учащихся и их семей, характеристики образовательных учреждений и учебного процесса.

Таким образом, в исследовании PISA одновременно реализованы несколько современных инновационных идей в измерениях: оценка функциональной грамотности, изучение отношений, интереса, мотивации и учебных стратегий.

В соответствии с приказом №164 от 7 апреля 2009 года Министра образования и науки РК 15-летние учащиеся страны впервые приняли участие в международном исследовании PISA-2009.

В данном цикле исследования PISA-2009 приняли участие 5590 обучающихся из 200 образовательных учреждений 16 регионов Казахстана. Из них: общеобразовательных школ – 184; профессиональных школ и колледжей – 17; учащихся с казахским языком обучения – 3194; учащихся с русским языком – 2396.

В текущий момент Национальным центром оценки качества образования при Министерстве образования готовится Национальный отчет об итогах международного исследования PISA-2009.

Национальный отчет является информационно-аналитическим обзором состояния грамотности чтения, естественнонаучной и математической грамотности учащихся, 15-летнего возраста Республики Казахстан в сопоставлении с результатами учащихся, 15-летнего возраста стран – участниц исследования PISA.

В целях отслеживания тенденции в системе среднего образования страны запланировано участие следующих циклах международного исследования PISA.

Организация и проведение основного исследования PISA 2012 в областях Казахстана осуществляется на основании приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 1 июля 2010 года № 353 «Об организации и проведении международного исследования «PISA-2012» Национальным центром оценки качества образования МОН РК.

Данное исследование осуществляется при непосредственном участии областных и городских управлений образования. В каждой области соответствующими приказами начальников управлений были назначены 16 областных координаторов исследования, которые отвечают за организацию и проведение исследования в своем регионе (данные координаторов приведены в таблице 1).

Основные этапы исследования PISA-2012:

I. Подготовка к проведению апробационного исследования - сентябрь 2010 - март 2011

II. Проведение апробационного исследования и первичная обработка результатов - апрель - июль 2011.

III. Подготовка к проведению основного исследования - август 2011 - март 2012.

IV. Проведение основного исследования и первичная обработка результатов - апрель - август 2012.

V. Обработка результатов основного исследования - июнь - ноябрь 2012

VI. Подготовка национального отчета - декабрь 2013 - декабрь 2013

Результаты учащихся Казахстана в сопоставлении с результатами других стран, принимавших участие в основном исследовании PISA 2012, будут получены в декабре 2013 года.
В настоящее время ведутся подготовительные работы к проведению апробационного исследования PISA – 2012.

Навигация

Авторизация



Интерактивный опрос

Как Вы оцениваете качество образования в Республике Казахстан?
 

Последние новости

  • Photo Title 1
  • Photo Title 2
  • Photo Title 3
  • Photo Title 4
  • Photo Title 5

Авторские права © 2011 Национальный Центр Оценки Качества Образования. Все права защищены.